Как проверить и улучшить свою кредитную историю - рассмотрим вместе с Fingramota.kz.
Что входит в кредитную историю
Важно понимать, что для банка кредитная история — это не просто формальность, а ключевой показатель вашей финансовой дисциплины. Ни ваши профессиональные достижения, ни личные качества, ни волонтёрская деятельность не учитываются при решении о выдаче кредита. Гораздо важнее для банка знать, были ли у вас просрочки по платежам и насколько долго они длились. То есть, кредитная история помогает банкам оценить ваш уровень финансовой ответственности и надежности, как своего потенциального клиента.
Представим, что ранее вы уже брали заём — например, оформляли потребительский кредит или покупали технику в рассрочку. Вы своевременно вносили ежемесячные платежи или даже погасили кредит досрочно — эта информация фиксируется в вашей кредитной истории. В результате вы становитесь для банков надежным заемщиком. Позже, когда вы обращаетесь за новым кредитом в другой или тот же банк, он изучает вашу кредитную историю и, видя положительную динамику, одобряет заём — возможно, даже на более крупную сумму или на лучших условиях, чем было до этого. Все потому, что вы «выросли» в глазах банка, ваша репутация уже говорит сама за себя.
Отметим также, что в кредитной истории отражается пролонгация кредита, а с сентября 2024 года — еще и сведения по урегулированию просроченной задолженности по банковским займам и микрокредитам (последний платеж, сумма и так далее).
Кроме того, банки и МФО обязаны в режиме реального времени передавать в кредитные бюро информацию о поданных клиентами заявлениях на оформление займа. В этих данных указываются ИИН заемщика, сумма займа и его целевое назначение. Это одно из нововведений, внедренных в 2024 году и позволяющее кредиторам отслеживать случаи, когда гражданин одновременно подает заявки в несколько банков или МФО.
Можно ли аннулировать кредитную историю и что делать при технической ошибке
Это один из самых часто задаваемых вопросов. Согласно закону «О кредитных бюро и формировании кредитных историй в Республике Казахстан» кредитное бюро обязано сохранять информацию о кредитной истории гражданина в течение пяти лет с момента поступления последних данных о нем. При этом полное удаление кредитной истории не предусмотрено — ее аннулирование не допускается, за исключением технических ошибок, допущенных в системе самого бюро.
Если вы заметили в своем кредитном отчете недостоверные данные — например, запись о просрочке по погашенному платежу или полностью выплаченному кредиту, сообщите о них в банк или МФО. Не откладывайте обращение — от этого зависит ваше финансовое состояние, и обязательно соберите подтверждающие документы.
Помимо этого, вы имеете право оспорить недостоверную информацию бесплатно на сайте Fingramota.kz по алгоритму: раздел «Продукты и услуги» —> подраздел «Оспаривание информации в кредитной истории». Для подачи заявки заполните специальную форму с указанием вашего ИИН и номера телефона. Отметим, что этот проект реализует Агентство по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР) совместно с Первым кредитным бюро.
Как проверить кредитную историю
Для удобства казахстанцев есть несколько способов по онлайн- и офлайн-проверке этих данных. Кроме того, согласно законодательству, каждый гражданин Казахстана имеет право один раз в календарный год проверять свою кредитную историю бесплатно. При повторном запросе стоимость услуги составит 400 тенге.
Онлайн
через сайты Государственного кредитного бюро или Первого кредитного бюро (1CB.kz). Для получения услуги требуется ЭЦП;
через портал электронного правительства eGov.kz. Нужно заполнить заявку и подписать ее с помощью ЭЦП. Результат отобразится в вашем личном кабинете.
Офлайн
Если вам не подходит онлайн-формат, то вы можете получить услугу лично в филиалах “Правительства для граждан” и отделениях “Казпочты”. При себе обязательно нужно иметь удостоверение личности.
Как улучшить кредитную историю
Самое главное: не верьте посредникам, которые обещают быстро исправить вашу кредитную историю за вознаграждение. Как мы уже выяснили, аннулировать ее невозможно, а все остальное — в ваших руках. Кроме того, если вы доверитесь посредникам, то ваши данные попадут в руки мошенникам, а они, в свою очередь, могут делать с ними что угодно — оформлять подставные кредиты, обманывать ваших близких и так далее.
Чтобы поднять свой кредитный рейтинг, начните строго придерживаться графика погашения кредита — не допускайте просрочек, будьте дисциплинированным заемщиком. Чтобы доказать свою ответственность, можете оформить небольшой заём, например, на бытовую технику, и закрыть его вовремя. Так вы улучшите свою кредитную историю, и банки увидят, что вы серьезнее относитесь к выплатам.
Отсюда вытекает следующий важный момент — статус “реабилитирован” и его возможности. Напомним, с 9 апреля 2021 года в Казахстане заработал механизм реабилитации заемщиков от АРРФР. В соответствии с ним, кредитное бюро присваивает статус “реабилитирован” займам с просроченной задолженностью свыше 90 дней в двух случаях:
При отсутствии просрочек более 30 календарных дней после реструктуризации или рефинансирования кредита в течение последних 12 календарных месяцев и после погашения свыше 50% суммы задолженности, которая имелась на момент реструктуризации или рефинансирования. То есть, если общая сумма кредита составляет один миллион тенге, и вы погасили более 500 тысяч тенге до 1 января 2025 года, а также не допускали просрочек свыше 30 календарных дней, то к 1 январю 2026 году вам присвоят статус «реабилитирован»;
По истечении 12 календарных месяцев после погашения задолженности по кредиту. Например, если на 1 января 2025 года вы полностью погасили задолженность по кредиту, то по состоянию на 1 января 2026 года кредитное бюро должно присвоить вашему займу статус «реабилитирован».
При этом статус «реабилитирован» не означает, что все просрочки исчезнут из кредитной истории. Напоминаем: в течение пяти лет вся информация по кредитам и рассрочкам остается в истории. Так что даже положительный статус не гарантирует получение нового займа — этого может оказаться недостаточно для банков.
Не верьте мошенникам
Для защиты от мошеннических действий рекомендуем соблюдать следующие основные правила:
• Оформляйте займы исключительно в банках и микрофинансовых организациях (МФО), имеющих лицензию на осуществление финансовой деятельности. Проверить наличие лицензии можно на официальном сайте АРРФР.
• Не передавайте третьим лицам персональные данные, включая ИИН, номер удостоверения личности или паспорта, электронную цифровую подпись (ЭЦП), реквизиты банковских карт (включая CVV/CVC-код) через мессенджеры WhatsApp, Telegram и другие. Передача такой информации может привести к несанкционированному использованию ваших данных.
• Регулярно проверяйте свою кредитную историю, не реже одного раза в три-шесть месяцев. Это позволит своевременно выявлять и исправлять возможные ошибки или обнаруживать признаки мошеннических действий.
• Воспользуйтесь сервисом «Стоп-кредит» для установления добровольного отказа от получения банковских займов и микрокредитов. Подключить или отключить данную услугу можно самостоятельно и без посредников на портале eGov.kz или в мобильном приложении eGov mobile, авторизовавшись с помощью ЭЦП или логина и пароля.
Следуя нашим рекомендациям, вы постепенно улучшите свою кредитную историю и минимизируйте риски, связанные с мошенническими действиями. Всегда ответственно подходите к финансовым обязательствам, избегайте импульсивных покупок, объективно оценивайте свои возможности и регулярно откладывайте деньги на финансовую подушку безопасности. Это поможет вам реже прибегать к займам и чувствовать себя увереннее в любых обстоятельствах.
Повышайте свою финансовую грамотность вместе с Fingramota.kz!