Как в Казахстане защищают права заемщиков и борются с финансовым мошенничеством

Как в Казахстане защищают права заемщиков и борются с финансовым мошенничеством

2024 год. Пересмотр ставки вознаграждения по кредитам и защита от мошенничества

В июне 2024 года был принят закон, направленный на снижение долговой нагрузки населения.

Среди ключевых изменений:

с 1 июля 2024 года заемщикам с просрочкой более 90 дней запрещено выдавать новые кредиты;

введён двухлетний мораторий на продажу проблемных кредитов коллекторам (до 2026 года);

расширены полномочия омбудсменов: теперь они помогают решать споры не только по ипотеке, но и по потребительским займам;

усилена система досудебного урегулирования задолженности — действуют единые правила реструктуризации.

Для снижения долговой нагрузки были пересмотрены предельные ставки вознаграждения:

по беззалоговым кредитам — с 56% до 46%,

по залоговым — с 40% до 35%.

Кроме того, остается актуальным вопрос финансового мошенничества — это проблема, с которой сталкиваются не только казахстанцы, но и жители многих стран мира. Основная угроза сегодня связана с социальной инженерией. Злоумышленники используют звонки, сообщения или фальшивые сайты, чтобы обманом или под давлением заставить человека оформить кредит на своё имя.

Чтобы минимизировать такие риски, в Казахстане внедрены новые меры защиты. Так, на портале eGov появилась услуга добровольного отказа от кредитов — ею уже воспользовались около 2,7 млн граждан. При онлайн-займах теперь применяется биометрическая идентификация и обязательная проверка «живости» изображения, которая защищает от подделки фото и дипфейков.

Кроме того, при Национальном банке создан Антифрод-центр, к которому подключились более 200 участников. Его работа уже позволила предотвратить свыше 80 тысяч мошеннических операций и заблокировать почти 3 млрд тенге. Важным дополнением стало и то, что банки и МФО обязаны приостанавливать взыскание по кредитам, если клиент официально признан потерпевшим по делу о мошенничестве.

2025 год. Какие дополнительные меры приняты?

В июне 2025 года в законодательство внесены дополнительные поправки, направленные на усиление защиты заемщиков. Так, начиная с 31 августа, банки и микрофинансовые организации обязаны получать отдельное согласие у клиентов младше 21 года и старше 55 лет — сделать это можно как в отделении, так и онлайн.

Для граждан, которые впервые оформляют крупные кредиты, установлены особые правила: если сумма превышает 75 МРП в МФО или 150 МРП в банках, договор можно будет заключить только при личном визите в отделение.

С 30 сентября вводится так называемый «период охлаждения». Это означает, что после подписания договора деньги будут перечисляться не сразу, а лишь спустя 24 часа. Такой механизм дает заемщику время спокойно все обдумать и, при необходимости, отказаться от кредита. Это касается кредитов в МФО на сумму более 75 МРП, и в банках на сумму более 225 МРП.

Кроме того, расширен перечень оснований для внесудебного списания мошеннических кредитов. Теперь гражданам станет проще и быстрее защищать свои права, если заём был оформлен без их ведома.

Дополнительно для того, чтобы граждане могли проще погашать займы, исключены комиссии и штрафы за досрочное погашение для физических лиц.

Как самим защитить свои финансы

1) Прежде всего, внимательно изучайте условия любых финансовых продуктов до подписания договора — будь то кредит, микрозайм или страховая услуга. Обращайте внимание на полную стоимость кредита, ставку вознаграждения, возможные комиссии и штрафы.

2) Никогда не передавайте свои персональные данные и копии документов третьим лицам. Любые предложения оформить кредит «по доверенности» или «за вас» — это прямой сигнал мошенничества. Важно соблюдать цифровую гигиену: не переходить по сомнительным ссылкам и не вводить данные карт или СМС-кодов на подозрительных сайтах.

3) Если вы оформляете онлайн-кредит, обязательно проверяйте, что проводится биометрическая идентификация, и используйте возможность добровольного запрета займов через портал eGov. Это дополнительная защита, если вы сами не планируете брать кредиты.

4) При возникновении спорных ситуаций — например, навязывания услуг, отказа в реструктуризации или подозрений на мошенничество — нужно обращаться в финансовую организацию, а при необходимости — к финансовому омбудсмену или в Агентство. Все обращения фиксируйте письменно или через электронные сервисы, чтобы иметь доказательства.

5) Наконец, регулярно проверяйте свою кредитную историю в бюро кредитных историй. Это позволит вовремя заметить несанкционированные займы и быстро принять меры.

Соблюдение этих правил поможет снизить риски, сохранить ваши финансы и вовремя защитить свои права. Узнавайте о последних нововведениях и будьте финансово грамотны вместе с Fingramota.kz

Последние новости

Как в Казахстане защищают права заемщиков и борются с финансовым мошенничеством

С каждым годом в Казахстане вводятся новые меры по защите заемщиков, основанные на международной практике. Fingramota.kz обобщила, принятые в течение двух лет.  

Официальные (рыночные) курсы валют

Информация об официальных (рыночных) курсах тенге к иностранным валютам

Официальные (рыночные) курсы валют

Информация об официальных (рыночных) курсах тенге к иностранным валютам

Внимание! Направляемые ответы носят информационно-разъяснительный характер и не являются официальными ответами Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка. В приложении представлены лента новостей и рассылка, что дает возможность держать население в курсе последних новостей и важных событий в финансовой сфере.

 

© Агентство Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка, 2020

finreg.kz