Какие нововведения начинают работать?
Для снижения рисков утечки, кражи данных, фишинга и мошенничества важно контролировать безопасность информации о пользователе и процессы её передачи.
С 1 июля 2025 года Национальный банк РК ввел обязательные новые требования к финансовым организациям. В результате банки, филиалы иностранных банков, а также АО «Банк Развития Казахстана» и АО «Казпочта» обязаны передавать в Нацбанк:
Отчёт о владельце банковского счета (вклада) — в течение 10 рабочих дней после получения или изменения данных.
Отчёт о договоре банковского счета (вклада) — также в течение 10 рабочих дней.
Отчёт о самом банковском счёте — те же сроки.
Месячный отчёт о движении средств по счёту — не позднее 10 рабочего дня следующего месяца.
Эта отчётность касается всех видов счетов — текущих, срочных, накопительных, инвестиционных, условных, в национальной и иностранной валютах, даже с нулевым остатком Содержание отчётов будет включать:
Детали о владельце: категория пользователя (физлицо, ИП, юрлицо), год рождения, пол, гражданство, регион
Условия договора: сумма, валюта, срок вклада, ставка, мультивалютность, возможность досрочного снятия
Технические данные счета: валюта, остаток, назначение платежей и переводов.
Типологию операций: поступления, списания, начисления процентов, аресты и т.д.
Как обеспечивается защита личных данных
Для минимизации рисков при регулярной передаче данных предусмотрены меры защиты. Так, информация по банковским счетам (вкладам) граждан анонимизируется. В частности, используется деперсонализация: вместо ИИН используется ДИН — уникальный шифрованный код длиной 15–64 символов, который невозможно преобразовать обратно в ИИН третьим лицам без специального оборудования и программного обеспечения. В результате только уполномоченные органы — Нацбанк, АРРФР, Фонд гарантирования вкладов и др. — могут по запросу получить настоящие ИИН/BIN через защищенные каналы
Аналогично вместо ФИО применяется АИН – анонимный идентификационный номер. Это решение позволяет усилить контроль за финансовыми потоками, борьбу с теневыми операциями, отмыванием денег и финансированием терроризма.
Как защитить личные данные самостоятельно?
Не забывайте, что персональные данные нужно постоянно держать в безопасности. Напоминаем основные правила, которым нужно придерживаться:
Внимательно прочитайте договоры с банком: обратите внимание, как используются ваши данные и какие меры защиты предоставляет банк.
При возникновении сомнений в достоверности операции, незамедлительно запрашивайте выписку и проверяйте её через мобильное или веб-приложение.
Используйте только официальные каналы связи с банком, избегайте перехода по ссылкам из сообщений/звонков, представляющихся как «банк» или «Нацбанк».
Настройте двухфакторную аутентификацию (2FA) для интернет-банкинга и мобильных приложений.
Обновляйте операционную систему и программы на устройствах: банки и государственные сервисы требуют защищённые версии ПО.
Устанавливайте на телефоны и ПК лицензионное антивирусное ПО, а при использовании Android — проверяйте права доступа приложений.
Для подтверждения операций забудьте об отправке персональных данных (паролей, SMS-кодов) по телефону — банки никогда не просят поступать так.
Храните резервные копии важных документов и выписок — локально или на зашифрованном облаке.
Используйте сложные пароли и надёжные менеджеры паролей.
Настройте уведомления о всех входах в онлайн-банк и транзакциях — это позволит вовремя реагировать на подозрительные действия.
Регулярно проверяйте свои банковские данные — если замечаете неизвестные операции — немедленно блокируйте карту/счёт и обращайтесь в банк.
Помните, что защита персональных данных – это не только обязанность финансовых организаций и государственных органов, но и ваша ответственность.
Регулярно проверяйте безопасность устройств и счетов и повышайте свою финансовую грамотность вместе с Fingramota.kz