Как он работает и как может помочь гражданам рассмотрим вместе с Fingramota.kz.
Что такое Nomad Guard?
Nomad Guard — это бесплатный сервис, доступный всем пользователям eGov Mobile. Он помогает гражданам выявлять утечки личной информации и проверять подозрительные ссылки и сайты на наличие угроз.
С его помощью можно проверить подозрительные ссылки и сайты на наличие фишинга и других угроз. Кроме того, он позволяет узнать, были ли утечки ваших персональных данных, и с каких ресурсов. В результате вы сможете о знакомиться с объемом и содержанием утекшей информации и даже сообщить о подозрительных действиях через специальную форму.
Недавний опрос среди более 50 тыс.пользователей eGov Mobile показал:
53% граждан не знают, куда обращаться в случае утечки личных данных.
62% не понимают, что такое фишинговые ссылки.
31% никогда не меняют пароли, а 51% делают это только при возникновении проблем.
8% пользователей всё ещё могут сообщить коды из SMS «сотрудникам банка».
Чтобы использовать Nomad Guard необходимо совершить несколько простых действий:
Авторизуйтесь в приложении eGov Mobile – это можно сделать через ЭЦП или через биометрическую идентификацию в мобильном прилождении.
Перейдите в раздел «Другие сервисы».
Выберите пункт «Проверить».
Введите ссылку или адрес сайта, который хотите проверить.
Отправьте запрос и ознакомьтесь с результатами во вкладке «Мои проверки».
На главной странице сервиса отображается информация о сайтах, с которых произошла утечка данных, а также объем утекших данных. При нажатии на количество данных открывается подробный список утечек. Также предусмотрена вкладка «Мошенничество», где пользователи могут сообщить о подозрительных действиях, заполнив специальную форму.
Доступ к персональным данным: последствия для репутации и финансов
Напомним, что утечка персональных данных может привести к серьёзным последствиям. Мошенники используют такие данные для различных схем.
Например, звонки с подменой номера: мошенники звонят, представляясь сотрудниками банка или госорганов, и требуют подтвердить данные. Еще раз напомним, что сотрудники банков никогда не звонят первыми, поэтому такие диалоги лучше сразу прекращать.
Легенды у мошенников бывают самые разные. Но неизменно одно – без вашей «помощи» ни один мошенник не сможет добраться до вашего счета. По статистике более 95% всех мошенничеств с банковскими картами происходят, когда пользователи самостоятельно раскрывают злоумышленникам недостающую информацию: коды из смс, CVV-коды и срок действия, пароли от личного кабинета. Таким образом, люди лишаются сбережений из-за собственной доверчивости, а не потому, что их счета взломали хакеры.
Злоумышленники могут использовать программное обеспечение для подделки документов и различных уведомлений. Если ваша информация, каким-либо образом попала в руки злоумышленников, они могут сделать поддельное письмо, например, от налоговой и прокуратуры, выслать вам его по электронной почте или через мессенджеры, после чего мошенник будет уже лично звонить, угрожать, шантажировать и предлагать «договориться по хорошему». Например, вам необходимо будет перечислить определенную сумму на электронный кошелек, после чего ход делу якобы не будет дан.
Отметим, что взятка является уголовным преступлением. Поэтому решать проблемы с ее помощью ни в коем случае нельзя. Кроме того, скорее всего, перевод мошенникам, не поможет вам избавиться от реального штрафа, если таковой существует. Иногда мошенник просто узнает о вашей задолженности, выманивает у вас деньги, а потом пропадает. Штраф или задолженность при этом никуда не денутся.
Еще одной популярной схемой остается фишинг через мессенджеры и соцсети. Злоумышленники рассылают сообщения с подозрительными ссылками от имени знакомых или официальных организаций. Если злоумышленник знает хотя бы номер вашей карты и электронную почту, он может направить сообщение из разряда «на вашу карту №__ положена компенсация. Перейдите по ссылке и введите код из смс, чтобы ее получить». Стоит ли говорить, что в этом случае вы просто откроете доступ к своим деньгам?
Некоторые потребители вводят свои данные, номера телефонов и реквизиты карт на страницах фейковых конкурсов, лотерей и опросов или на сайтах-двойниках настоящих финансовых организаций, магазинов и других компаний.
Кроме того, мошенники могут выдавать себя за чьих-либо друзей и знакомых и взломав аккаунт, просят деньги в долг у ваших контактов. Помните, что даже если вы готовы помочь, нужно обязательно проверить информацию – сделать контрольный звонок, а еще лучше – встретиться лично. И ни в коем случае не переводите средства на непонятные и незнакомые карты и счета. Тогда вы будете уверены, что перевод дойдет до адресата.
Правила, которые необходимо соблюдать
Не переходите по подозрительным ссылкам: перед открытием ссылки проверьте её через Nomad Guard.
Не сообщайте коды из SMS: настоящие сотрудники банков никогда не запрашивают такие данные.
Регулярно меняйте пароли: используйте сложные и уникальные пароли для разных сервисов.
Будьте внимательны к сообщениям: если сообщение вызывает подозрения, проверьте информацию через официальные источники.
Используйте сложные пароли для своей электронной почты и личных кабинетов на сайтах. Пароли типа 12345 или Password не смогут вас защитить. Пароли должны быть разными, более 10 символов, с прописными и строчными буквами, цифрами и специальными символами. Старайтесь чтобы пароль имел для вас смысл, и вы могли его легко запомнить. Храните его в тайне;
Если вы ввели данные карты на сомнительном сайте или сообщили их по ошибке мошенникам, то позвоните в банк для немедленной блокировки карты;
Воздержитесь от установки на ваши электронные устройства сомнительных программ.
Не используйте публичные (открытые) wi-fi сети для доступа в личный интернет-банкинг;
Используйте лицензионное антивирусное программное обеспечение на устройствах с которых подключаете сервисы интернет банкинга.
Использование Nomad Guard — это один из шагов к повышению вашей цифровой безопасности. Будьте бдительны и защищайте свои персональные данные от онлайн-мошенников.