Часто задаваемые вопросы

Все разделы

Популярные вопросы со всех разделов
Защита прав потребителей финансовых услуг

С каких счетов судебные исполнители не имеют права снимать деньги в Казахстане?

В соответствии с Законом Республики Казахстан «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» банк при неисполнении заемщиком обязательств по договору банковского займа вправе обратить взыскание в бесспорном (безакцептном) порядке на деньги заемщика, имеющиеся на текущих счетах заемщика, за исключением денег, находящихся на «специальных» счетах, путем предъявления платежного требования. Согласно законодательству, на деньги, находящиеся на спецсчете, не допускается: наложение ареста, взыскание по платежным требованиям банков и небанковских организаций, по инкассовым распоряжениям судебных исполнителей. Таким образом средства на специальных счетах в полном объеме защищены от взыскания третьими лицами при наличии у заемщиков просроченной задолженности по займу. Действующим законодательством Республики Казахстан с 2019 года предусмотрен запрет на взыскание денег со счетов: • Для зачисления пособий и социальных выплат; • Алиментов на содержание несовершеннолетних и нетрудоспособных совершеннолетних детей; • Выплат жилищных строительных сбережений граждан; • Образовательных накопительных вкладов. На специальные счета могут быть зачислены только вышеуказанные выплаты, и банками осуществляется контроль за поступлением денег на такие счета по соответствующему коду назначения платежа и отправителю денег. Специальные счета открываются банками по требованию физического лица и в случае указания в заявлении на открытие банковского счета его специального назначения.


Деятельность коллекторских агентств

Меня беспокоят коллекторы, хотя никаких займов у меня нет. Куда я могу обратиться за защитой своих прав?

Вы вправе обратиться в Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка: с письменным обращением, которое может быть передано по почте или доставлено курьером, в том числе в Управления региональных представителей. Прием корреспонденции осуществляется по адресу: А15С9Т5, г. Алматы, микрорайон Коктем-3, д.21, контактный телефон: +7 (727) 237 1200. Вы также можете написать обращение в финрегулятор через сайт Агентства в разделе «Онлайн-приемная», через портал электронного правительства или по электронной почте: info@finreg.kz, TAL@finreg.kz. При обращении укажите, пожалуйста, свои данные и подробную информацию касательно обращения: наименование коллекторского агентства, имена и телефоны сотрудников и т.д. Обращение будет рассмотрено в установленный законодательством срок.


Иное

Прочитала, что можно получить статус «реабилитирован». Была просрочка более 90 дней. Сейчас работаю, имеется стабильный заработок, хотела оформить кредит. Как можно получить данный статус?

В соответствии с Постановлением № 53 кредитное бюро присваивает статус «реабилитирован» в отношении кредита, по которому ранее была допущена просрочка свыше 90 дней, при соблюдении следующих условий (данные изменения были внесены Постановлением Правления Агентства от 22 марта 2020 года № 19): 1) по истечении года после погашения задолженности по кредиту. Например, если заемщик по состоянию на 1 января 2020 года полностью погасил задолженность по кредиту, то по состоянию на 1 января 2021 года кредитное бюро должно присвоить кредиту статус «реабилитирован». 2) погашено свыше 50% суммы задолженности по кредиту, имевшейся на дату реструктуризации или рефинансирования, и заемщиком не допускалась просрочка свыше 30 календарных дней после реструктуризации или рефинансирования кредита в течение года. Например, если общая сумма займа составляет 500 тыс. тенге, и заемщик погасил свыше 250 тыс. тенге до 1 января 2020 года (1 января 2020 года – дата реструктуризации и рефинансирования), при этом в течение 2020 года заемщик не допускал просрочек свыше 30 календарных дней, то по состоянию на 1 января 2021 года кредитное бюро должно присвоить кредиту статус «реабилитирован». 3) при отсутствии просрочек свыше 30 календарных дней в течение последних 12 последовательных календарных месяцев, после погашения просроченной свыше 90 календарных дней задолженности. Например, если заемщик по состоянию на 1 января 2020 года погасил просроченную задолженность по кредиту и в течение 2020 года не допускал просрочек свыше 30 календарных дней, то по состоянию на 1 января 2021 года кредитное бюро должно присвоить кредиту статус «реабилитирован». При соответствии одному из вышеуказанных условий банк информирует кредитное бюро об изменении сведений о заемщике в течение 15 дней с даты изменения или получения любых данных в отношении субъекта кредитной истории и кредитное бюро обеспечивает отражение в кредитном отчете статуса кредита «реабилитирован».

Внимание! Направляемые ответы носят информационно-разъяснительный характер и не являются официальными ответами Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка. В приложении представлены лента новостей и рассылка, что дает возможность держать население в курсе последних новостей и важных событий в финансовой сфере.

 

© Агентство Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка, 2020

finreg.kz