FinGramota Online

Удобный инструмент для взаимодействия населения с Агентством РК по регулированию и развитию финансового рынка по вопросам деятельности финрегулятора, защиты прав потребителей финансовых услуг и повышения финансовой грамотности населения

Разделы обращений

Защита прав потребителей финансовых услуг

Нарушение прав потребителей при получении финансовых услуг. Получение консультаций по вопросам, связанным с правами потребителей, планирующих либо воспользовавшихся услугами в банках второго уровня, страховых организациях, пенсионных фондах, субъектов рынка ценных бумаг, в микрофинансовых организациях

Обслуживание в банках

Общие вопросы по деятельности БВУ, несоблюдению законодательства РК в части раскрытия банком конфиденциальной информации, раскрытию банком информации о предоставляемых банковских услугах, консультированию банком клиентов, по работе с заключением договоров банковского вклада, рассмотрению банками обращений клиентов

Ипотечные кредиты

Общие вопросы кредитования, рефинансирования займа, залоговому и беззалоговому кредитованию, погашению займа, по работе с неплатежеспособными ипотечными заемщиками

Потребительские кредиты

Общие вопросы кредитования, погашения займов и микрокредитов полученных в БВУ и МФО, работа с неплатежеспособными заемщиками

Гарантия по депозитам

Вопросы по функционированию системы обязательного гарантирования депозитов в Республике Казахстан: перечень объектов гарантирования, максимальная сумма гарантийного возмещения по депозитам физических лиц в тенге и в иностранной валюте, перечень банков – участников системы обязательного гарантирования депозитов, порядок и сроки выплаты гарантийного возмещения, перечень необходимых документов для получения гарантийного возмещения и т.д. Ответы на вопросы предоставляются АО «КФГД». Дополнительную информацию по данным вопросам можно также получить в рабочее время по телефону горячей линии Фонда 8 800 080 10 20 (звонок бесплатный).

Рынок ценных бумаг

Общие вопросы по деятельности фондового рынка, профессиональных участников рынка ценных бумаг и эмитентов ценных бумаг, а также защита прав и интересов инвесторов

Страхование

Общие вопросы по деятельности страховых организаций, по обязательным, добровольным и другим видам страхования, защита прав потребителей страховых услуг

Организации, осуществляющие микрофинансовую деятельность

Общие вопросы по деятельности организаций осуществляющие микрофинансовую деятельность (ломбарды, кредитные товарищества, МФО)

Финансовые пирамиды и финансовое мошенничество

Вопросы о деятельности организаций, имеющих признаки мошеннических действий и/или финансовых пирамид: подозрительная активность, привлечение средств граждан с обещанием очень высокой доходности, неисполнение обязательств по ранее заключенным договорам и другое. В данном разделе вы можете сообщить о мошеннических схемах, с которыми столкнулись, о подозрительных ссылках, аккаунтах в социальных сетях, онлайн-группах и иных фактах мошенничества, в том числе создании финансовых пирамид, и другое.

Деятельность коллекторских агентств

Общие вопросы по деятельности коллекторских агентств; взаимодействию коллекторских агентств и должников, получивших займы в банках второго уровня и микрофинансовых организациях

Пенсионная система

Общие вопросы о пенсионной системе РК, базовая и солидарная пенсия от государства и накопления в ЕНПФ (обязательные, обязательные профессиональные и добровольные пенсионные взносы), пенсионное законодательство РК, консультирование по планированию и оформлению пенсии, государственная гарантия сохранности пенсионных накоплений, получение пенсионных выплат, перевод пенсионных накоплений в страховую организацию

Платежи и переводы

Вопросы, касающиеся условий и порядка проведения платежей и переводов денег с банковского счета, без открытия банковского счета, с использованием платежной карточки, а также через международные системы переводов денег

Трудоустройство

Вопросы, связанные с трудоустройством в Агентство Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка и прохождением практики студентов вузов

Иное

Здесь Вы можете задать вопросы, которые не были охвачены вышеуказанными разделами

Последние новости

Смотреть все

Видеогалерея

Часто задаваемые вопросы

Защита прав потребителей финансовых услуг

С каких счетов судебные исполнители не имеют права снимать деньги в Казахстане?

В соответствии с Законом Республики Казахстан «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» банк при неисполнении заемщиком обязательств по договору банковского займа вправе обратить взыскание в бесспорном (безакцептном) порядке на деньги заемщика, имеющиеся на текущих счетах заемщика, за исключением денег, находящихся на «специальных» счетах, путем предъявления платежного требования. Согласно законодательству, на деньги, находящиеся на спецсчете, не допускается: наложение ареста, взыскание по платежным требованиям банков и небанковских организаций, по инкассовым распоряжениям судебных исполнителей. Таким образом средства на специальных счетах в полном объеме защищены от взыскания третьими лицами при наличии у заемщиков просроченной задолженности по займу. Действующим законодательством Республики Казахстан с 2019 года предусмотрен запрет на взыскание денег со счетов: • Для зачисления пособий и социальных выплат; • Алиментов на содержание несовершеннолетних и нетрудоспособных совершеннолетних детей; • Выплат жилищных строительных сбережений граждан; • Образовательных накопительных вкладов. На специальные счета могут быть зачислены только вышеуказанные выплаты, и банками осуществляется контроль за поступлением денег на такие счета по соответствующему коду назначения платежа и отправителю денег. Специальные счета открываются банками по требованию физического лица и в случае указания в заявлении на открытие банковского счета его специального назначения.

Деятельность коллекторских агентств

Меня беспокоят коллекторы, хотя никаких займов у меня нет. Куда я могу обратиться за защитой своих прав?

Вы вправе обратиться в Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка: с письменным обращением, которое может быть передано по почте или доставлено курьером, в том числе в Управления региональных представителей. Прием корреспонденции осуществляется по адресу: А15С9Т5, г. Алматы, микрорайон Коктем-3, д.21, контактный телефон: +7 (727) 237 1200. Вы также можете написать обращение в финрегулятор через сайт Агентства в разделе «Онлайн-приемная», через портал электронного правительства или по электронной почте: info@finreg.kz, TAL@finreg.kz. При обращении укажите, пожалуйста, свои данные и подробную информацию касательно обращения: наименование коллекторского агентства, имена и телефоны сотрудников и т.д. Обращение будет рассмотрено в установленный законодательством срок.

Иное

Прочитала, что можно получить статус «реабилитирован». Была просрочка более 90 дней. Сейчас работаю, имеется стабильный заработок, хотела оформить кредит. Как можно получить данный статус?

В соответствии с Постановлением № 53 кредитное бюро присваивает статус «реабилитирован» в отношении кредита, по которому ранее была допущена просрочка свыше 90 дней, при соблюдении следующих условий (данные изменения были внесены Постановлением Правления Агентства от 22 марта 2020 года № 19): 1) по истечении года после погашения задолженности по кредиту. Например, если заемщик по состоянию на 1 января 2020 года полностью погасил задолженность по кредиту, то по состоянию на 1 января 2021 года кредитное бюро должно присвоить кредиту статус «реабилитирован». 2) погашено свыше 50% суммы задолженности по кредиту, имевшейся на дату реструктуризации или рефинансирования, и заемщиком не допускалась просрочка свыше 30 календарных дней после реструктуризации или рефинансирования кредита в течение года. Например, если общая сумма займа составляет 500 тыс. тенге, и заемщик погасил свыше 250 тыс. тенге до 1 января 2020 года (1 января 2020 года – дата реструктуризации и рефинансирования), при этом в течение 2020 года заемщик не допускал просрочек свыше 30 календарных дней, то по состоянию на 1 января 2021 года кредитное бюро должно присвоить кредиту статус «реабилитирован». 3) при отсутствии просрочек свыше 30 календарных дней в течение последних 12 последовательных календарных месяцев, после погашения просроченной свыше 90 календарных дней задолженности. Например, если заемщик по состоянию на 1 января 2020 года погасил просроченную задолженность по кредиту и в течение 2020 года не допускал просрочек свыше 30 календарных дней, то по состоянию на 1 января 2021 года кредитное бюро должно присвоить кредиту статус «реабилитирован». При соответствии одному из вышеуказанных условий банк информирует кредитное бюро об изменении сведений о заемщике в течение 15 дней с даты изменения или получения любых данных в отношении субъекта кредитной истории и кредитное бюро обеспечивает отражение в кредитном отчете статуса кредита «реабилитирован».

Внимание! Направляемые ответы носят информационно-разъяснительный характер и не являются официальными ответами Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка. В приложении представлены лента новостей и рассылка, что дает возможность держать население в курсе последних новостей и важных событий в финансовой сфере.

 

© Агентство Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка, 2020

finreg.kz